Сельское хозяйство древних славян

Содержание
  1. Что выращивали древние земледельцы?
  2. Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия
  3. Земледелец Древней Руси
  4. Орудия труда земледельца
  5. Славянские земледельческие обряды
  6. Хозяйство и общественный строй древних славян
  7. Занятия древних славян
  8. Общественный строй
  9. Восточные славяне история кратко, территория, соседи, племенные союзы, занятия и верования
  10. Территории и племена восточных славян
  11. Занятия восточных славян
  12. Общественный строй и племенные союзы
  13. Соседи восточных славян
  14. Набеги кочевников
  15. Обычаи и верования восточных славян
  16. Быт восточных славян (земледелие, скотоводство, ремесла)
  17. Особенности поселений восточных славян
  18. Земледелие у восточных славян
  19. Скотоводство и охота у восточных славян
  20. Схема: устройство общества, занятия и верования восточных славян
  21. -лекция:  История славян. Восточные славяне. Занятия и быт
  22. Какие сельхоз культуры выращивали древние славяне?
  23. Земледелие на Руси
  24. Земледелие Древней Руси
  25. Основные системы земледелия Древней Руси
  26. Какие культуры выращивали на Руси?
  27. Орудия труда древнерусских земледельцев

Что выращивали древние земледельцы?

Сельское хозяйство древних славян

В Древней Руси магазинов не было, поэтому продукты питания приходилось выращивать самим. Земля на Руси всегда была плодородная, основная территория земли была черноземом, и грех было этим не пользоваться.

Открыли земледелие женщины. Они взрыхляли землю около дома тем, что попадалось под руки, палками, костями, камнями и клали в образовавшиеся лунки семена диких растений.

Позже растения стали окультуренными и полностью адаптированными для употребления в пищу.

Со временем для посева требовалась все большая территория, и ее приходилось расчищать и вскапывать, таким образом, к земледелию приобщились и мужчины. Сеяли на полях зерновые и злаковые культуры, а также коноплю и лен, которые использовались для производства веревок и ткани.

Каким был земледелец на Руси, и каков был образ его жизни. Виды земледелия

Фото с сайта www.topauthor.ru

В Древней Руси крестьянин земледелец был очень трудолюбив, работал не покладая рук.  Одевались в ту одежду, которую шили сами. Одежда была свободная и удобная как для работы, так и для отдыха. Питались тем, что давала земля. Мололи зерно и пекли первый хлеб.  Зерном и тканью отдавали дань, платили налоги.

Крестьяне делились на феодально-зависимых и свободных. Не надо путать феодально-зависимых крестьян с рабами. Рабы были в полном подчинении у хозяев, а крестьяне платили налоги феодалам, но при этом имели свой дом, свой доход, участок земли  и скот.

Изначально  свободные земледельцы общинники в Древней Руси назывались смердами, но со временем и они впали в частичную феодальную зависимость. При всем при этом сохраняли юридическую свободу.

Если смерд брал у князя купу (ссуду), то переходил в разряд закупов, более низшего сословия крестьян. Закупы должны были бесплатно работать на феодала, пока не отработают свой долг полностью. Еще более низкое сословие крестьян называли холопами.

Холопы, это то же самое, что и рабы, полностью зависимые от княжества, и не имеющие никаких прав. В 1723 году холопство было отменено Петром Первым.

Знаете ли вы, какой вид земледелия преобладал у восточных славян?  Самые преобладающие системы земледелия у восточных славян назывались подсечно-огневая система и перелог. Какую систему использовали земледельцы, зависело от природных и климатических условий. Подсечно-огневая система преобладала на севере в Тайге.

Заключалась она в том, что в один год срубали деревья и давали им высохнуть. На второй год сухие деревья сжигались, и на этом месте сеяли зерновые культуры. Зола служила удобрением. Кстати, золу в качестве удобрения используют и современные земельные работники.

Несколько лет земля давала хороший урожай, но позже ей надо было давать отдохнуть.

Перелог являлся южной системой земледелия.  Избавлять участок от сорняков крестьяне могли в течение нескольких лет. Когда земля истощалась, переходили на другую территорию, а этот участок оставляли «отдыхать» на 10 лет. Такой вид земледелия еще называется пашенное земледелие и использовался он на территории степных лесов.

От того на какой территории происходил посев, зависело то, что выращивали древние земледельцы.  На юге выращивали гречиху, пшено, полбу, пшеницу.  На севере поле засеивалось овсом, ячменем, просом, озимой рожью и яровой пшеницей.

С развитием земледелия в Древней Руси начали сажать не только злаки, но и овощи. Больше всего выращивали брюкву, свеклу, морковь, картофель, тыкву, затем появились бобовые культуры. Как уже упоминалось выше, не все что выращивали, употреблялось в пищу.

Лен и коноплю использовали для производства ткани. Все эти культуры основное земледелие восточных славян.

Земледелец Древней Руси

Земледелие это тяжелый труд и оно невозможно без различных изобретений, призванных помогать в этом сложном деле. Люди стали создавать себе в помощь орудия.

Те приспособления, которые использовались в Древней Руси дошли и до нас, но с течением времени они модернизировались и совершенствовались. От того, какие орудия труда использовались в земледелии, напрямую зависело качество и количество будущего урожая.

К орудиям труда применяемым древними земледельцами относятся: плуг, мотыга, серп, топор и другие. Давайте разбираться подробнее.

Орудия труда земледельца

  1. Фото с сайта kpfu.ru

    Серп. Это орудие труда использовалось для сбора зерновых культур. Сбор такого урожая называли, жатва. Состоял из стального, закруглённого как месяц, тонкого лезвия и короткой деревянной рукоятки.

  2. Коса. Коса – это сельскохозяйственный инструмент для скашивания травы. Имеет длинный и острый нож, немного загнутый внутрь состоящий из стали. Рукоять у косы длинная, выполненная из дерева.
  3. Мотыга. Сейчас это орудие называется тяпкой. Имеет длинную деревянную ручку и налопатник, расположенный перпендикулярно к рукояти. Налопатник был квадратной формы и выполнен из прочного металла. Ее использовали для обрубания сорняков прямо под корень, говоря по – другому для прополки. Для работы в твердой почве использовалась киркомотыга.
  4. Плуг. Плуг был незаменим для вспашки земли. Плуг служил для того, чтобы перевернуть верхний слой почвы. Чаще всего его делали из металла. Первоначально плуг тащили на себе сами земледельцы, позже для этого стали использовать лошадей.
  5. Соха. Орудие для пахоты. Соха состояла из толстой длинной деревянной доски с двумя металлическими зубьями по краям. Рабочая деревянная часть сохи называлась рассохой, а железные зубья сошниками. Соха крепилась к оглоблям, в которые впрягали лошадь. Это орудие несколько похоже на плуг, но соха не переворачивает землю, а сдвигает ее в сторону.
  6. Заступ. Устройство похожее на современную лопату на Руси называлось заступом, сейчас такое слово устарело, но лопата продолжает существовать и использоваться в сельском хозяйстве, по сей день. Ранее заступ был полностью деревянным, имея только металлический наконечник. Позже к деревянной длинной ручке, которая зовется черенком, стали крепить полностью железную, заостренную копательную часть. Это название образовалось от слова заступать, наступать ногой.
  7. Грабли. Грабли использовались и используются даже сегодня, для разбивания комьев уже вспаханной земли. С помощью этого орудия собирались из обработанной почвы сорняки и другие ненужные предметы, а также сгребалась в одну часть скошенная трава. Состояли древнерусские грабли из деревянного бруска, который назывался хребет. В хребте проделывались отверстия, в которые вставлялись железные зубья. К этой основе крепилась длинная деревянная рукоять. В Древней Руси грабли были ручными или конными, в современном мире имеются грабли для трактора. Кстати, столь популярное выражение «наступить на грабли» означает совершить глупую ошибку, так как если наступить на хребет граблей можно получить рукоятью в лоб.
  8. Вилы. Это земледельческое приспособление, применяющееся в сборе и погрузке сена. Так же данный инструмент использовался для проколов почвы, с помощью чего усиливалось ее снабжения кислородом. Вилы состоят из металлической колющей части, с несколькими зубьями (от трех до семи штук) и длинной деревянной рукоятки. Кстати, в христианской мифологии вилы считались инструментом Дьявола и чертей, использовались для пыток грешников в аду. Вышло это поверие из, дошедших до первых христиан изображений античных богов, Нептуна или Посейдона, которые воспринимались, как Дьявол, а трезубец как вилы. У древних славян язычников подобных ассоциаций не было, и вилы воспринимались, исключительно, как орудие труда.
  9. Цеп. Цеп – это связанные между собой две палки, которые имели подвижность, первая длинная палка являлась рукоятью, а вторая короткая – молотилом. Такое приспособление использовали для обмола зерна или отделения зерен от плевел. Это орудие применялось не только в Древней Руси. Кстати, на основе цепа появилось военное оружие ближнего боя – булава или боевой цеп, и знаменитое японское холодное оружие – нунчаки.
  10. Борона. Борона применялась при подсечно-огневой системе земледелия, помогала избежать высыхания земли и собирать сорняки. Создавалась из дерева.

Так как в эпоху Древней Руси люди были язычниками, то огромную часть их жизни занимали обряды и ритуалы. Не обошли стороной эти традиции и земледелие. Славяне верили, что проведение обрядов помогало задобрить богов, и гарантировало им хороший урожай. Ритуалы проводились, как правило, в дни весенних праздников.

Славянские земледельческие обряды

  1. Фото с сайта www.vostokolyub.ru

    Святочные земледельческие обряды. В первую неделю святок соблюдался пост, во вторую неделю люди гадали. Длились святки с 7 по 19 января.

  2. Масленичные обряды. Проводились такие обряды в конце зимы на Масленицу с 21 марта, это день весеннего равноденствия. Славяне первый блин выносили во двор и клали на землю. Это был дар богам Весне и Яриле. Благодаря этому, солнце быстрее и сильнее прогревало поля.
  3. Очистительные обряды. Считалось, что за зиму собиралось много нечести, и от нее надо было избавляться. Сначала люди мыли жилища и себя, собирали весь мусор и жгли его во дворах, дым от костров должен был отгонять злых духов. Затем поля посыпались золой от этих костров. Неудивительно, что они получали хороший урожай от этого обряда, ведь зола отличное удобрение. По краям поля располагали ветки вербы, так как для древних крестьян это было священное растение, потому что верба давала первые почки раньше других растений.
  4. Красная горка. Весной все расцветало, прилетали птицы, светило солнце. Первая травка появлялась на полях и холмах, и это создавало определенный контраст. Отсюда и название «Красная горка», красная значит красивая. Посевы обкатывали яйцом, читали заговоры и посыпали костной мукой. Мука должна была предохранить будущий урожай от града. Яйцо зарывали на поле, как символ плодородия.
  5. Жертвоприношения. Язычники считали землю живой, она была их божеством, и они думали, что при пахоте причиняют ей боль. Поэтому землю нужно было задобрить. Для этого в борозды вставляли хлеб, а после окончания посевной, обходили поля с кушаньями и брагой и устраивали пир. Ранняя весна ассоциировалась с возвращением птиц, поэтому славяне ловили птицу, как символ весны, и съедали ее. Считалось, что, таким образом, лучше всего можно было воспользоваться силами весны.
  6. Колосяница. Девушки брали еду и шли к березе, устраивали вокруг нее пир, пели песни, водили хороводы. Считали, что береза обладает силой плодородия, и хотели применить ее силу на полях.
  7. Обряды, посвященные божествам Купале и Яриле. Когда приходило время жатвы разжигались костры и поля обходили, читая заговоры. Это делалось в честь Купалы, который считался богом изобилия и урожая. Костры были призваны отогнать от уже созревших плодов злых духов. Бог Ярило, считался богом солнца, а солнце имело огромное значение для древних славян и благодаря ему всходили посевы.
  8. Жатвенные праздники зажинки (начало жатвы) и дожинки(конец жатвы). В это время изгоняли злых духов. Торжественно пекли хлеб из первого и последнего снопа урожая. Зерна хранили дома и смешивали с землей во время следующего посева.

В 21 веке такие обряды стали пережитком прошлого, а для возделывания больших территорий используются специальные машины. Тем не менее, нельзя умалять труда наших предков, ведь это они нам дали начало для разработки современной техники. А старинные славянские праздники соблюдаются и по сию пору, просто ради веселья и как дань традициям нашей истории.

Еще больше славянских обрядов здесь

Хозяйство и общественный строй древних славян

Сельское хозяйство древних славян

Определение 1

Восточные славяне — это культурно-языковая славянская общность племен, говорящих на родственных восточнославянских языках.

Племена, которые говорили на славянском и балтском языках, некогда представляли единую общность. Славяне превратились в самостоятельный народ, когда выделились из балто-славянской общности. В III веке н.э. по землям балтов и славян по Висле прошли германские племена, основавшие в Северном Причерноморье готскую державу.

Славяне противопоставили себя германцам и финно-угорским народам – «чуди». Славянское расселение славян по Дунаю и движение на Балканы началось после падения державы гуннов. Дунай стал для славян границей, на которой они впервые вошли в контакт с цивилизацией. Славяне здесь включились в мировую историю, сначала как варвары, а затем как продолжатели византийской традиции.

Согласно «Повести временных лет» на Дунае на славян напали волохи (франки Карла Великого) и расселение славян продолжилось. Осевшие по Висле славяне прозвались ляхами; к ляшским племенам летописец отнес полян, лютичей, мазовшан и поморян.

Согласно летописцу Нестору, славяне расселились по Восточноевропейской равнине:

  • поляне – среднее правобережье Днепра с племенным центром в Киеве;
  • древляне – междуречье рек Припять и Рось с племенным центром в Искоростене;
  • дреговичи – левобережье Припяти с племенным центром в Брянске;
  • бутане и волыняне – в верхнем течении Южного Буга и Волыни с племенным центром в Берестье;
  • уличи с племенным центром в Пересечене, и тиверцы с племенным центром в Белгороде – в бассейн Днестра;
  • северяне – левобережье Днепра, бассейны Сулы, Десны, Сейма и Северного Донца с племенным центром в Чернигове;
  • радимичи в междуречье верхнего течения Днепра и Сожи с племенным центром в Любече;
  • кривичи – в верховьях Волги, Двины и Днепра с племенным центром в Смоленске;
  • полочане – в бассейне Западной Двины, реки Полоти с племенным центром в Полоцке;
  • словене – вокруг озера Ильмень с племенным центром в Новгороде;
  • вятичи – в бассейне верхнего и среднего течения Оки и Москвы с племенным центром в Москве.

Занятия древних славян

Основным занятием славянских племен было земледелие. В зоне лесов земледелие было подсечно-огневым: деревья подрубали, они засыхали и их сжигали.

Затем пни выкорчевывали, почву удобряли золой и рыхлили бороной-суковаткой – бревном с необрубленными сучьями. Примитивно удобренные поля недолго оставались плодородными (10 – 15 лет).

Необходимость освоения нового участка, заставляла переносить поселок с места на место.

В лесостепной зоне практиковалось переложное земледелие. На участке выжигали траву, оставшейся золой удобряли землю, рыхлили ее и использовали до полного истощения.

К IX веку в лесостепи славяне стали использовать плуг, переворачивавший пласты плодородной земли. Пахотным орудием на севере была соха, которой удобно пахать в лесистой местности.

В соху запрягали лошадь, а плуг волокли быки или волы.

Славяне выращивали просо, пшеницу, ячмень, рожь, горох, бобы. Важными техническими культурами были конопля и лен, из которых изготавливали ткани.

Для земледелия были нужны разнообразные орудия: железные наконечники для плуга и сохи, топоры, серпы, мотыги и т.п. Поэтому важной отраслью хозяйства было производство железа. В IX веке у славян уже появляются поселки металлургов. Кузнечное дело считалось таинственным занятием. Кузнец был одним из любимых героев славянского фольклора. Гончарство также стало важной отраслью хозяйства славян.

Кузнецы и гончары стали первыми ремесленниками, не занимавшимися сельским хозяйством: земледельческие продукты они получали в обмен на произведенную продукцию.

Общественный строй

Замечание 1

В VII-IX веках у славян шел процесс разложения родоплеменного строя, совершался переход от родовой общины к соседской.

Все члены родовой общине являются родственниками, которые сообща ведут хозяйство и вместе владеют всем имуществом, то есть отсутствует имущественное неравенство; все члены имеют общее жилище и едят из одного котла. Они сообща выполняют все трудоемкие работы, а власть основана на старшинстве и авторитете.

Переходной формой к соседской общине была сложная семья. Ее главой чаще всего был мужчина, который у восточных славян имел наименование «большак» или «старшой». Его спутницей была большуха – главная женщина. Она руководила хозяйством в доме. Оказываемые большухе почет и уважение являлись наследием матриархата.

Энергичная большуха после смерти мужа нередко могла стать главой рода – даже при наличии взрослых сыновей. Однако большак и большуха не были самовластными правителями. Распоряжаясь домочадцами, глава семьи сам был первым работником, показывая пример в любом деле.

Важнейшие вопросы хозяйственной деятельности или личной жизни членов рода решали на семейном совете, который и являлся высшей властью. Мужчины и женщины на совете имели равные права, весомость голоса определялась мерой личного авторитета. В большой семье не было брошенных стариков или покинутых детей.

Сперва дети находились под присмотром женщин, а после достижения определенного возраста мальчики поступали в ведение большака, девочки – под опеку большухи.

Основа общности в соседской общине определялась не кровным родством, а близостью проживания.

Соседи свое хозяйство вели индивидуально, господствовала частичная собственность, однако земля не была собственностью общинника, ее собственником считалась вся община, поэтому периодически проводились переделы участков. Лесные угодья, пастбища, места лова принадлежали всей общине.

Выделилась родоплеменная знать – вожди и старейшины, которые окружали себя дружиной, не зависящей от народного собрания и способной принудить общинников к повиновению. Так славянское общество готовилось к возникновению государственности.

Каждое племя имело князя, который опирался на дружину. Воинов возглавлял воевода. Князь был обязан одевать, кормить и вооружать дружину. Оружие и дорогую одежду дружинники могли добыть в походах, но кормиться они должны были в своих землях.

Поскольку князь и дружина не могли кормиться в одном и том же месте долго, они постоянно переезжали от одной общины к другой, чтобы у населения хватало продуктов. Князья и дружинники в это время еще не имели собственных земель, однако князья обладали охотничьими угодьями. Охота была не просто забавой, а приносила меха и мясо.

У князя и подвластного населения существовал договор о дани. Князь же должен был выступать судьей в тяжбах и конфликтах и защищать общину в случае угрозы.

Восточные славяне история кратко, территория, соседи, племенные союзы, занятия и верования

Сельское хозяйство древних славян

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне.

Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы.

Также принято считать, что они делились на три группы:

– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

ПлеменаМеста расселенияГорода
ПолянеСамое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее КиеваКиев
Словене ильменскиеРасселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озераНовгород, Ладога
КривичиСевернее Западной Двины и верховья ВолгиПолоцк, Смоленск
ПолочанеЮжнее Западной ДвиныПолоцк
ДреговичиМежду верховьем Немана и Днепром, вдоль реки ПрипятьТуров
ДревлянеЮжнее реки ПрипятьИскоростень
ВолынянеСелились южнее древлян, у истоков Вислы
Белые хорватыСамое западное племя, селились между реками Днестр и Висла
ДулебыЖили восточнее белых хорватов
ТиверцыТерритория между Прутом и Днестром
УличиМежду Днестром и Южным Бугом
СеверянеТерритории вдоль реки ДесныЧернигов
РадимичиСелились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству
ВятичиВдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие.

Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории.

Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел.

То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена.

Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей.

Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными.

История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы.

Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота.

Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Быт восточных славян (земледелие, скотоводство, ремесла)

Сельское хозяйство древних славян
Быт восточных славян

Чаще всего, восточные славяне предпочитали основывать свои селения у водоёмов, решая таким образом проблему пресной воды и используя реки в качестве средства сообщения с другими поселениями. Кроме того, реки выступали природным препятствием против внезапных нападений врагов.

Изначально, судя по находкам археологов, славяне проживали в землянках, стены которых были плетёными из лозы или из брёвен, обмазанные обильным слоем глины. Это защищало жилище от сырости и сохраняло в нём определённую температуру. Однако, немного позже люди стали строить деревянные жилища с так называемой столбовой конструкцией стен.

В центре славянских землянок сооружался открытый очаг, гутой дым от которого, не задерживаясь в жилище, уходил через отверстие в крыше.

В деревянных домах вместо очага восточные славяне делали сложенную из камней или глинобитную печь.

Оба типа жилища, по большей части, имели двускатную крышу, которая перекрывалась соломой, тесанными досками или камышом. Крыша в землянках часто также засыпалась небольшим слоем земли.

Кроме вышеописанных жилищ археологи в результате раскопок часто находят хозяйственные постройки: кладовые, а также продуктовые ямы для хранения овощей, навесы и загоны для скота. Строились они из подручных материалов и размещались в беспорядочном порядке либо чётко по периметру открытого двора.

Были у восточных славян и бани. Вода у этого этноса всегда выступала символом природной чистоты и играла важную роль в быту. Учёные отмечают, что многие традиции и обряды по очищению воды и водой, смогли дойти до наших дней, став частью христианства.

Особенности поселений восточных славян

Археологи выделяют два вида поселений восточной ветви славянства – селища и городища. Последние представляли собой поселения, укреплённые валами, основной задачей которых была защита от врагов жителей. При этом, в самих городищах было от двух до пяти дворов.

Селищами назывались славянские сельскохозяйственные поселения, которые не имели укреплений. Как правило, численность их населения значительно превышала численность жителей городищ. Со временем городища превращались в города, всё больше наполняясь людьми из селищ, которые стали сёлами.

Земледелие у восточных славян

Занятия восточных славян

В качестве основного занятия восточных славян выступало земледелие. Это сегодня подтверждено тысячами археологическими раскопками, в ходе которых всё чаще находят инвентарь землепашцев, а также семена злаковых культур. Именно работой на земле определялась социальная и физическая жизнь людей того времени.

Восточные славяне использовали два метода подготовки почвы под земледелие: переложный и подсечно-огневой. Оба они требовали больших физических усилий и времени. Так как самому осуществить весь ряд работ по подготовке участка под засев было сложно, славяне жили общинами.

В первый год они выбирали участок леса, подсекали растущие на нём деревья и снимали с них кору, оставляя до первого снега.

В конце осени хорошая древесина поваленных деревьев отбиралась для строительства жилищ и хозяйственных построек, а также часть леса вывозилась на дрова.

На следующий год деревья на участке сжигались, а засевы производились в остывший пепел, являющийся отличным удобрением. Перепахивали поле только спустя два – четыре года.

Для обработки степей под засевные участки использовалась та же выжигательная техника.

Спустя некоторое время развитие орудий труда позволили значительно повысить урожайность и восточные славяне смогли перейти к двупольной системе земледелия, что стало, в свою очередь, причиной постоянных поселений без необходимости переходить с истощенной земли на более плодородные почвы. Основными культурами для северных славян считались до принятия христианства овёс, просо, пшеница, а также ячмень и просо.

Скотоводство и охота у восточных славян

Наравне с земледелием славяне занимались скотоводством, которое не только обеспечивало общину питательными продуктами питания, но и помогало в обработке земли в качестве тяговой силы. При этом, само животноводство носило стойлово-выгонный характер. Наряду с крупным рогатым скотом восточные славяне выращивали птицу, свиней, овец и коз.

Очень важной частью быта славян являлись охотный промысел и рыболовство.

Добыча и улов значительно разнообразили рацион людей, а пушнина считалась одним из самых полезных материалов, который годился не только для пошива тёплой одежды, но и для обмена.

К примеру, мех куницы или куна, как называли этого зверька тогда, выступал в качестве определённой денежной единицы. Стоит отметить, что при появлении монет данное название закрепилось в народе за серебряной монетой.

Помимо дичи лес давал восточным славянам ягоды, лекарственные растения и другие необходимые продукты. К примеру, особо важным промыслом у них являлось бортничество, то есть, собирание дикого мёда и воска, которые также выступали желанным продуктом для обмена при осуществлении торговли с соседними общинами.

Схема: устройство общества, занятия и верования восточных славян

Быт и нравы восточных славян

-лекция:  История славян. Восточные славяне. Занятия и быт

Какие сельхоз культуры выращивали древние славяне?

Сельское хозяйство древних славян

К концу правления Вещего Олега в состав Древнерусского государства вошли почти все племена восточных славян и ряд других этносов. При этом каждое из них продолжало хранить традиции предков, верования и обычаи.

Князю Олегу подчинялись поляне, новгородские словене, кривичи, древляне, радимичи, северяне и, отчасти, тиверцы.

Помимо славян в пределах государства Русь проживали финно-угорские этносы — чудь, меря, весь и мурома, выходцы из Скандинавии, предки осетин — аланы, предки поляков — лендзяне и другие.

Русь как государственное объединение заявила о себе на международной арене в договорах с Византией начала X века, но в культурном отношении она не была единой, о чем говорят археологические изыскания и описания обрядов ее обитателей.

Древнее поселение славян. Русь IX-XII век.

Селища и городища. Основная масса населения древней Руси проживала в незащищенных селищах, расположенных в низких, скрытых от людского глаза местах. В IX веке основными поселениями стали городища.

Они занимали удобные в оборонительном и одновременно хозяйственном отношениях места по берегам рек и озер или у слияния двух рек. Городища застраивались землянками, а иногда наземными протяженными домами, где обитало несколько семей одного рода.

Строения располагались по периметру городища, а в центре его размещались общинные постройки разного назначения и небольшой водоем. Значительная площадь служила загоном для общинного стада.

Земледелие славян. Главным занятием населения Руси являлось земледелие. Славяне культивировали рожь, пшеницу, ячмень, просо, лен, коноплю. Выращивали такие огородные культуры как репа, капуста, свекла, морковь, редька и другие. Природно-климатические условия диктовали особенности ведения пашенного хозяйства.

На южных плодородных землях господствовал «перелог»: поля засевали в течение нескольких лет до полного истощения, а затем бросали и «перекладываясь» на новые участки. Южные славяне использовали соху, деревянный плуг с железным лемехом и рало с металлическим наконечником. В северных, лесных землях бытовало подсечно-огневое земледелие.

Первоначально рубили лес, чтобы освободить место под пашню. Когда деревья засыхали, их сжигали, а полученную золу использовали как удобрение. От такого поля кормились два-три года, а затем приходилось осваивать новую территорию. В работе земледельцы применяли топор, мотыгу, двузубую соху, борону-суковатку. Урожай собирали серпами. Зерно молотили цепами и размалывали ручными жерновами.

Славяне разводили свиней, коров и овец. В качестве рабочего скота они использовали волов на юге и лошадей на севере.

Рыболовство на Руси. В Древней Руси повсеместно промышляли рыболовством. В реках в изобилии водилась щука, сазан, судак, лещ, сом, осетр и другая рыба, которую ловили сетями, неводами, вершами и удочками.

При раскопках поселений IX-X веков обычными находками археологов являются кости и чешуя разных рыб, специальные ямы, служившие для хранения заготовленной впрок рыбы, глиняные грузила, костяные иглы для плетения сетей и железные рыболовные крючки.

Охота северных славян. Охота у северных племен имела большое значение. Судя по археологическим находкам, добычей охотников являлись такие животные как лось, северный олень, косуля, медведь, кабан, заяц.

Киевский князь и местные правители получали с населения дань мехами, поэтому развивалась охота на пушного зверя: бобра, рысь, лисицу, куницу, выдру. Орудиями охоты служили лук и стрелы, силки и самострелы, которые ставили на звериных тропах.

Дикую птицу ловили с помощью «перевесов» — больших сетей, которые натягивались высоко над землей в местах перелета птиц.

Лесной промысел. Бортничество было чрезвычайно распространенным лесным промыслом восточных славян. Бортью называлось дерево с дуплом, заселенным лесными пчелами.

Каждый, кто находил в лесу борть, мог объявить себя ее собственником, поставив на ней свой отличительный знак — «знамя».

Мед и воск являлись важными предметами великокняжеской торговли, и поэтому князья получали ими дань с волостей.

Земледелие на Руси

Удобная навигация по статье:

Земледелие Древней Руси

Исследователи быта восточных славян сходятся во мнении, что первыми, кто открыл земледелие были женщины. И именно поэтому культ земли этой этнической группы так тесно связан с женским полом. Согласно их мнению, вынося сор из жилья, люди заметили, что некоторые семена прорастают и начали их культивировать.

Однако, со временем это практичное занятие потребовало больших территорий. Для обеспечения этого мужчины начали расчищать и вскапывать соседние с домом участки, преобразовавшиеся позже в поля, на которых славянами выращивались лён, конопля, а также злаковые культуры, необходимые для приготовления пищи и быта.

Основные системы земледелия Древней Руси

В качестве преобладающий систем земледелия у восточных славян выступали перелог и подсечно-огневая системы. При этом, каждая из этих систем использовалась в определённых климатических и географических условиях. К примеру, подсечно-огневой системой по большей части пользовались в северных районах (например, в Тайге).

Её основным отличием выступало то, что славяне сразу в первый год срубали на выбранном ровном участке все деревья и давали им полностью высохнуть. На следующий год древесина сжигалась, а земля перекапывалась, удобряясь с золой.

Такое поле давало отличные урожаи несколько лет, после чего его покидали и переходили к другому участку.

А вот так называемый перелог использовался чаще всего в южных областях. Суть его заключалась в освобождении территории от сорняков и её обработки инструментами труда.

При этом, действовал тот же принцип «отдыха земли», согласно которому земледельцы переходили на другие территории, оставляя обработанную землю на семь – десять лет.

Позже, данный вариант земледелия также назывался пашенным земледелием и с успехом применялся в областях степных лесов.

Какие культуры выращивали на Руси?

Основные культуры, выращиваемые восточными славянами, также полностью зависели от географического положения. Так, в южных областях люди выращивали пшеницу, полбу, а также пшено и гречиху. А вот на севере подготовленные поля засевались яровой пшеницей, озимой рожью, простом, овсом и ячменём.

Со временем земледелие развивалось и уже скоро на территориях Древней Руси стали выращиваться не только злаковые культуры, но и овощи. Наши предки отдавали предпочтение морковке, свекле, брюкве, тыкве, репе и бобовым культурам. Естественно, всё, что выращивал этот народ, употреблялось им же в пищу или использовалось для обеспечения удобства и быта.

Например, коноплю и лён, использовали для производства обуви (лаптей) и тканей для одежд.

Орудия труда древнерусских земледельцев

В тот исторический период земледелие являлось тяжёлым физическим трудом. Поэтому не удивительно, что первые изобретения появились именно в этой сфере быта восточных славян. Ведь для организации быстрой и эффективной работы людям необходимо было орудие, некоторые из которых мы может наблюдать и сегодня у современных огородников и садоводов.

Фактически, от наличия таких орудий труда и зависел будущий урожай, а также его количество. В числе самых давних орудий труда славян:

Так как восточные славяне являлись язычниками, то большую часть их быта занимали ритуалы и различные обряды. Конечно же, не могли традиции обойти стороной и такую важную часть как земледелие.

Люди верили, что правильно проведённый обряд мог задобрить богов и духов, что гарантировало им в будущем богатый урожай.

Как правило, самые важные ритуалы проводились в период засева семян и сбора урожая.

Цветочнику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: