Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Содержание
  1. Детский сад для медвежат
  2. Медвежата остаются сиротами по вине человека
  3. Выкормленные из соски
  4. «ПРОЩАТЬСЯ ВСЕГДА ГРУСТНО»
  5. КСТАТИ
  6. Медвежье воспитание: бурая медведица и ее потомство
  7. Чему и как учит медведица свое потомство
  8. Поиски пищи и медвежьи «няньки»
  9. Медведь и человек в заповедных местах Прибайкалья
  10. Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.Текст 2(1) Маленькие медвежата очень забавны и игривы. (2)Жаль только, что редко удаётся видеть их.(3)Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. (4)Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. (5)В ненастное время они заходят туда даже ночевать.(6) Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. (7)Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. (8)Он крался робко, а не шёл смело и прямо. (9)Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. (10)Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. (11)Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. (12)Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. (13)Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. (14)Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. (15)Тогда тот постарался поправить свою ошибку. (16)Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. (17)И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше
  11. Page 3
  12. Page 4
  13. Page 5
  14. Page 6
  15. Page 7
  16. Page 8
  17. Page 9
  18. Page 10
  19. Page 11
  20. Page 12
  21. Page 13
  22. Page 14
  23. Page 15
  24. Page 16
  25. Page 17
  26. Page 18
  27. Page 19
  28. 1
  29. 2
  30. 3
  31. 4
  32. 5
  33. 6
  34. Научить быть диким: косолапые. Как леса медведями заселяют
  35. Подкидыши
  36. Хищников тоже нянчат
  37. Медвежья избушка
  38. Учеба и аттестация
  39. Выпускной
  40. На Дальнем Востоке

Детский сад для медвежат

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат
Детский сад для медвежат

В Тверской области уже несколько десятилетий существует Центр спасения сирот-медвежат.

Его создали опытнейшие в этом вопросе биологи Пажетновы. Потерявших мам малышей здесь выхаживают, а затем выпускают в природу.

Пажетновы – настоящая династия! В кругу ученых эта фамилия широко известна на весь мир. Основал Центр спасения медвежат-сирот Валентин Пажетнов, заслуженный эколог России, доктор биологических наук, более полувека отдавший работе в Центрально-Лесном государственном биосферном заповеднике.

Сейчас Валентину Пажетнову 84 года. Он начал изучать медведей и их поведение в 1975 году, тогда и появилась идея выращивать осиротевших медвежат силами человека, а потом возвращать их в естественную среду обитания. И получилось!

Сейчас дело Валентина Пажетнова подхватили его сын Сергей и внук Василий. Для такой работы требовалось уединенное, диковатое место. После долгих поисков супруги Валентин и Светлана Пажетновы наткнулись на деревню Бубоницы – да и остались. Добраться сюда непросто, дороги разбиты.

А вокруг настоящие леса со зверьем, с медведями в том числе. Кстати, по первой специальности Валентин Пажетнов – столяр, так что он сам здесь, в Бубоницах, и дом построил, и обустроил все внутри.

А сейчас, передав свое дело сыну и внуку, Валентин Сергеевич пишет сказки и рассказы – и о медведях тоже.

Медвежата остаются сиротами по вине человека

Пажетновы разработали уникальную методику спасения медвежат, которой теперь учатся биологи других стран. За время работы были спасены более 240 малышей. В помещениях центра можно одновременно содержать до 15 медвежат. Приток новых подопечных в центре, как правило, зимой.

Сиротами остаются они чаще всего по вине браконьеров. Зимой охота запрещена, медведи спят в берлогах, но жестокие охотники идут в лес даже ночью с тепловизорами. Как замечает Валентин Пажетнов, это настоящее убийство.

Медведь не может защититься, в сонном испуганном состоянии он выскакивает из берлоги и тут же становится жертвой.

Другая частая причина – работы по заготовке древесины. Лесорубы вспугивают медведицу, она покидает место спячки. И обычно уже не возвращается, медвежата остаются одни. Нет, медведица вовсе не мать-кукушка, но срабатывает заложенный инстинкт: она должна спастись сама, чтобы дать жизнь еще одному потомству.

Есть несколько часов, чтобы быстро доставить малышей в теплое место, иначе они погибнут от переохлаждения. В это время они еще такие маленькие, могут уместиться на ладони! Часто медвежата заболевают пневмонией, и опытные сотрудники центра выхаживают их.

«Но не каждого детеныша можно вернуть в природу. Мы берем только таких, с которыми это получится. Медвежонок должен оставаться диким, если он уже успел привыкнуть к человеку, он не сможет потом жить в дикой природе. Поэтому когда нам хотят отдать медвежат, мы всегда спрашиваем, сколько времени они провели с человеком», – объясняют сотрудники центра.

Выкормленные из соски

Да-да, медвежат растят как обычных малышей! Первые их «квартирки» – коробки из-под обуви. Окружающую температуру поддерживают на уровне 26-28 градусов, если медвежонок болеет, то температуру воздуха поднимают до 36 градусов, активно используются подогреваемые коврики.

Подросших малышей рассаживают по специальным ящикам. Живут они в помещении, где царит полумрак. Ведь медвежата еще подслеповаты: все условия соответствуют их естественному развитию в природе. Глаза, кстати, медведи открывают в месяц, это помогает идентифицировать возраст питомца.

Медвежат кормят каждые два часа молочными смесями – очень непростая работа, днем и ночью нужно контролировать ситуацию. «Это все равно что весь день простоять у станка! А еще ночные дежурства! Все как с ребенком», – делятся специалисты центра.

Едят медвежата сначала из бутылочек с сосками и так же, как младенцы, кричат, требуя еду, а потом довольно урчат.

После трапезы всех малышей отправляют поиграть: для этого есть специальная зона, где они могут лазать по корягам и друг по другу. «Очень важно, что мы не даем медвежатам привыкать к человеку.

Мы кормим их в перчатках, не произнося ни звука, общаемся в помещении жестами, в полумраке они нас не видят», – рассказывает Екатерина Пажетнова, сотрудник центра.

У медвежат, которых выращивают в центре, оборонительные, пищевые, социальные умения развиваются раньше, чем у их сородичей в дикой природе. Но самое важное – воспитать в них страх перед человеком. Поэтому, даже когда мишки подрастают, им выкладывают еду тогда, когда их нет рядом, чтобы медведи не запечатлевали образ человека.

«ПРОЩАТЬСЯ ВСЕГДА ГРУСТНО»

Когда медвежата подрастают, их переводят из ясельной группы в новые условия. Сейчас зверят в центре 17, в начале апреля их перевели в просторные лесные вольеры с условиями, приближенными к естественным. На территории вольеров есть домики-берлоги – укрытия для животных на время сна и отдыха. Теперь мишки питаются кашей с добавлением витаминов.

«С первых же дней после перевода в вольеры медвежата пробуют те же естественные корма (растительность), что и их дикие сородичи, – продолжает Екатерина Пажетнова. – Сейчас они превращаются в подростков: у них непропорционально вытягиваются лапы, линяет шерсть. Они уже очень хорошо лазают по деревьям. Это один из важнейших навыков для медвежат – возможность спастись от опасности».

Ну а выпускают медведей в природу в сентябре-октябре, когда уже все формы поведения и навыки, необходимые для самостоятельного выживания в природе, сформированы, а также набран хороший вес, необходимый для благополучной зимовки. Зимуя в берлоге, медведь теряет в весе, поэтому, чтобы отправиться жить самостоятельно в лес, медведь должен иметь вес не менее 40 кг, тогда он перезимует и выживет.

Сотрудники центра, конечно, привыкают к своим питомцам и расстаются с ними с грустью, но ничего не поделаешь. Медведей, кстати, стараются вывозить в те места, откуда они когда-то прибыли в центр. При этом место выпуска должно быть обеспечено кормовой базой, чтобы молодой медведь смог выжить и адаптироваться там.

Своих питомцев сотрудники могут отслеживать по специальным меткам на ухе (на каждого медведя есть документы, номер, имя – так можно контролировать его новую жизнь на воле).

Это важно, когда, например, выпущенный в лес медведь иногда возвращается к людям, приходит в деревню.

В этом случае мишку снова забирают в центр, и он зимует здесь, а за время зимовки снова дичает, и его можно повторно выпустить в природу.

Бывали случаи, когда косолапые «выпускники» центра возвращались к своим «воспитателям» за десятки километров, что удивительно, ведь их везут на выпуск на машине в специальных клетках, дороги они не видят.

Но зато, отмечают биологи, важно, что такого возвращенца никто не заметил ни в одном населенном пункте на его пути назад, а значит, медведь научился избегать людей.

Его снова адаптируют к диким условиям и затем опять выпускают.

КСТАТИ

Медведь считается самым крупным наземным хищником и самым непредсказуемым. После пяти лет, когда медведь матереет, он может питаться не только растительной пищей или насекомыми, но и добывать других животных.

Биологи отмечают, что все случаи нападений медведя на человека, как правило, спровоцированы людьми. Звери не проявляют агрессию беспричинно и обычно стараются первыми уйти от контакта с человеком.

Напасть может медведица, защищая потомство, или раненый зверь.

Медведь-шатун, который приходит в сибирские деревни за пищей, опять же жертва обстоятельств: он не лег вовремя в спячку из-за голода, не успел подготовиться.

Если вы находитесь в диких местах и по определенным признакам (сломанные ветки кустов, медвежьи следы на земле, свежий помет) подозреваете, что медведь где-то рядом, нужно напугать его – зверь уйдет сам.

Постарайтесь сильно шуметь, начните громко разговаривать. Если же вы случайно столкнулись с медведем, попробуйте взять животное на испуг: поднимите руки, постарайтесь казаться больше.

Поворачиваться и убегать нельзя.

Марина Константинова.

Фото Центра спасения медвежат.

Медвежье воспитание: бурая медведица и ее потомство

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Новорожденные детки – крошечные (примерно 500 грамм), слепые, глухие, беззубые, практически голые.

Небольшие размеры берлоги и мизерный вес при рождении объясняются суровыми законами природы. Ограниченные размеры первого медвежьего дома позволяют медведице лучше согревать потомство.

Разгадка же такой массы тела, более похожей на массу щенка собаки, связана с тем, что, питаясь только «нагуленными» жировыми запасами, медведица не смогла бы выкормить более крупных медвежат.

А такие крохи, даже при родах, не особенно беспокоят медведицу, хотя ряд исследователей утверждают, что на время родов она просыпается, вылизывает деток и вновь уходит «в спячку».

Медвежата сразу «закапываются» в густой материнский мех, находят один из 6-ти сосков и начинают сосать очень жирное молоко, которым питаются до 4-х месяцев. И пока их основное занятие – есть и спать. За это время открываются слуховые проходы (примерно через 2 недели), а где-то через месяц медвежата начинают и видеть.

Весной, на момент выхода из берлоги, вес детенышей увеличивается в 4-5 раз, они обрастают шерстью и могут активно передвигаться. 

Чему и как учит медведица свое потомство

Оказывается, ученые выстроили «лестницу» ответственности живых существ в воспитании потомства, и по подобной градации медведи находятся на третьем месте после человека и приматов по уровню ухода за своими детенышами.

Получается, что к продолжению рода медведица подходит на основе, по сути, «человеческих понятий»: уделять внимание не количеству детей, а качеству их охранения, обучения, адаптации к жизни. И медведицы – очень заботливые мамаши.

Период выхода из берлоги у медведей и медведиц отличается. Как правило, медведицы выбираются на воздух после зимней спячки позже, когда в лесу появляются многочисленные проталины с травой. Тем более что к 3-м месяцам у медвежат уже вырастают все молочные зубы, и они могут есть зелень и насекомых.

Ко всему, отличается и поведение медведя и медведицы.

Если он, покинув берлогу, заботится о добыче пищи сугубо для себя с целью поскорее набрать вес, то самка, как бы она ни была голодна, обнаруженную пищу отдает медвежатам.

Более того, если самец сильно голоден, он может попытаться съесть малышей, что категорически пресекается медведицей, которая не только активно прячет детенышей, но и самоотверженно прогоняет медведя.

Отец-медведь не принимает никакого участия в воспитании потомства.

Выбравшись с матерью « в большой мир», медвежата под ее приглядом постигают азы жизни в природе. Именно она дает детям первые уроки того, что мы называем «социальным поведением».

В возрасте 4-х месяцев медвежата уже ищут в лесу пищу вместе с матерью, обращая внимание на все, чем можно подкормиться.

В игре медвежата развивают основные навыки, нужные для взрослой медвежьей жизни, и, в первую очередь, в охоте. Остальное время – спят.

Играют детки очень активно – бегают, толкаются, дерутся, везде «суют нос», живо интересуясь окружающим, лазают на деревья. Все отмечают невероятную выдержку матери, которая терпит, когда медвежата карабкаются на нее, кусают, дергают за хвост и лапы. Но уж если она выйдет из себя… Непоседа может получить мощный шлепок и услышать сердитый рык.

И основная задача медведицы на первом году жизни потомства – научить его искать пищу, купаться, забираться на деревья и, самое главное, охотиться. 

Поиски пищи и медвежьи «няньки»

Медвежата из последнего выводка называются лончаками (сеголетками), но часто с матерью остаются детеныши из прошлого помета – пестуны, которые помогают медведице заботиться о младших. Дескать, называются они так потому, что присматривают, «пестуют» своих братьев и сестер. Они и являются своеобразными нянями, на практике прививающими малышам принцип «делай как я».

И хотя медведи – хищники, они всеядны. Естественно, медвежата при помощи мамы и нянек должны овладеть знаниями, что и как можно использовать в пищу. Поэтому они ищут растения, которые плодоносят, с удовольствием собирают ягоды, не откажутся «закусить» грибом. Поедаются и разнообразные насекомые – например, в муравейнике медвежонка научат выедать не только взрослых муравьев, но и их личинки.

Важный урок – добыча ореха. По деревьям могут лазать только маленькие молодые мишки, так как из-за своеобразного строения когтей и лап взрослые особи эту способность теряют. Соответственно, главный интерес представляют кедровый стланик, шишка-паданка и добыча птиц-кедровок, чьи запасы, спрятанные в норках во мхе, и учат разорять медвежат.

Особое место добычи пропитания – Байкал, к берегу которого регулярно спускается медвежья семья. Огромный интерес вызывают места прибрежных лежбищ нерпы.

Одно из известных – у мыса Саган-Марян, но с берега из-за прибрежных скал оно недоступно.

Местные старожилы рассказывают, что медведицы с молодняком текущего года и пестунами добираются вплавь, то есть мать прививает практические навыки по крайне специфическому способу добывания пищи.

Байкал – это и достаточно богатый источник легкодоступной белковой пищи: икры байкальских бычков, которой облеплены прибрежные камни, и трупики однодневного насекомого «байкальский ручейник», который гибнет после вылета, покрывая воду у берега.

Умению ловить рыбу на Байкале и впадающих в него реках так же «натаскивают» медведица и пестуны.

По наблюдениям, даже передвигается медвежье семейство в определенном порядке – впереди мама, затем медвежата, завершают цепочку пестуны.

И вот здесь момент крайне интересный. Кто-то из знатоков медвежьей жизни утверждает, что «нянька» – это самочка, которую медведица оставляет при себе как будущую маму. Другие, наоборот, настаивают, что пестун – это исключительно медведь-самец. Вопрос неоднозначный, и многие специалисты вообще отрицают наличие пестунов в медвежьей семье.

Медведь и человек в заповедных местах Прибайкалья

В заповедной зоне Прибайкалья из-за уникального наличия кормовой базы медведей очень много. Поэтому крайне вероятна встреча с человеком, который всегда должен помнить, что медведь – это дикий зверь. Особенно опасна встреча с медведицей, гуляющей со своим выводком.

Оптимальный вариант – не попадаться им на глаза. Почувствовав приближение опасности, медведица смело бросится навстречу, защищая своих детей. И тогда с разъяренным зверем вряд ли справится даже вооруженный человек. Косолапая мамаша бегает очень быстро – со скоростью 55 км в час; другое дело, что она не будет бежать очень долго.

Очень часто туристы сами провоцируют зверя, почему-то полагая, что в заповедных зонах живут чуть ли не дрессированные медведи, и с медвежатами, как с котятами, можно поиграть.

Кроме того, частые пожары в лесных зонах Байкала выгоняют зверей к стоянкам туристов. Чаще всего это происходит на полуострове Святой Нос.

Посетители зачастую не утилизируют пищевые отходы, а иногда и специально «прикармливают» мишек, пользуясь тем, что детеныши очень любопытны. Ничем хорошим подобная «доброта» может и не закончиться.

Несколько иной характер носит знакомство медвежьей семьи с местными жителями – постоянными обитателями заповедной зоны.

По рассказам старожилов поселка Давша (поселок в Северо-Байкальском районе Бурятии на территории Баргузинского заповедника), несколько лет там постоянно появлялась медведица с тремя медвежатами. Малыши шкодили, лезли через заборы за рыбой и другими лакомствами.

А медведица вставала на задние лапы, нависала над забором и, раскачиваясь, смотрела за детьми. Позже там стал появляться и собственный «местный» медведь – давшинец.

Он бродил по улице ночью, порой засыпая прямо у какого-нибудь крыльца, агрессии не проявлял, ходил по берегу, пасся на поляне перед поселком, днем ходил по дорожкам и заглядывал в огороды. Жители поселка полагают, что этот медведь – из компании тех трех медвежат, которые появлялись здесь с мамой.

Завершая рассказ, напомним, что медвежата «ходят» с мамой до 3-х лет, после чего она отправляет их в полностью самостоятельную жизнь.

Опре­де­ли­те и за­пи­ши­те ос­нов­ную мысль тек­ста.Текст 2(1) Маленькие медвежата очень забавны и игривы. (2)Жаль только, что редко удаётся видеть их.(3)Медвежата ходят долго с матерью, привыкают к ней и к своей берлоге. (4)Когда же мать покидает их, бродят часто неподалёку от старой берлоги. (5)В ненастное время они заходят туда даже ночевать.(6) Раз медведица с медвежатами направлялась через большую широкую реку Каму. (7)Медведица переплыла и пошла уже по другому берегу, как видит, что старший сын её крадется потихоньку за ней, а младшие братья его остались на другой стороне реки. (8)Он крался робко, а не шёл смело и прямо. (9)Он чувствовал, что не должен был уходить, оставив меньших, да поленился перетаскивать их. (10)Но медведица, увидев его, дала ему пощёчину. (11)Медвежонок сейчас же понял, за что его побили, потому что поплыл назад, взял в зубы одного братца и перенёс его через реку. (12)Потом он поплыл за другим, а мать стояла на берегу и смотрела за ним. (13)Но на середине реки старший медвежонок, устав, вдруг выронил младшего изо рта. (14)Медведица бросилась в реку и побила снова своего старшего сына. (15)Тогда тот постарался поправить свою ошибку. (16)Он снова поймал зубами барахтавшегося в воде братишку и перенёс его через реку. (17)И тут, отряхнувшись от воды, всё семейство двинулось дальше

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 3

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 4

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 5

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 6

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 7

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 8

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 9

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 10

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 11

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 12

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 13

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 14

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 15

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 16

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 17

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 18

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Page 19

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

0

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

1

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

2

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

3

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

4

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

5

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

6

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.2.

множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя3.

поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

Научить быть диким: косолапые. Как леса медведями заселяют

Сначала каждого медвежонка выращивают как младенца держат

В лесах Тверской области есть ясли. Они самые обыкновенные — только для малышей-медведей. За время их работы с 1995 года выпускниками стало больше двух сотен косолапых.

По большому счету, реабилитация медвежат-сирот началась гораздо раньше, когда бывший охотник, а теперь заслуженный эколог России, доктор биологических наук и писатель Валентин Пажетнов вместе с супругой Светланой в 70-х годах начал исследовать поведение медвежат-сирот.

«Валентин Сергеевич заменил медвежатам мать и, выращивая их, наблюдал за их развитием.

В результате этой работы стало понятно, что при соблюдении определенных правил выращенные медвежата могут быть возвращены в природу, где они успешно интегрируются и могут выжить без помощи человека», — рассказывает «Чердаку» Людмила Данилова, представитель фонда IFAW, который начал помогать Пажетновым в 1995 году.

Веками наши предки жили бок о бок с медведями: почитали их, наделяли волшебными свойствами и, само собой, боялись. Но при этом про их повадки толком так ничего и не узнали вплоть до 1970-х годов. Тогда Пажетнов начал изучать поведение медвежат, «притворившись своим», и два года, по сути, был членом семьи для нескольких косолапых сирот.

«Например, одним из результатов работы четы Пажетновых стало открытие, что у медведей есть врожденное, инстинктивное поведение строительства берлоги, — раньше считалось, что они учатся у матери-медведицы, залегая с ней в берлогу в конце первого года жизни».

Но самое главное — стало понятно, что при соблюдении определенных правил человек может подготовить медвежат-сирот к самостоятельной жизни в диких условиях и их можно благополучно отпускать на волю. Этим и стали заниматься Пажетновы.

Подкидыши

Чаще всего медвежата попадают в «детский сад» зимой или весной. Их или приносят люди, обыкновенно охотники, или о них сообщают в реабилитационный центр, и его сотрудники едут забирать косолапого.

Как правило, медведи появляются на свет с конца декабря по конец января. Раньше медвежата чаще всего попадали к Пажетновым, если их матерей убивали или спугивали из берлоги во время зимней охоты. В 2010 году такую охоту запретили, однако охотники по-прежнему зимой добывают копытных, беспокоя косолапых.

«Медведи в берлоге спят, конечно, больше, чем летом, но не находятся в спячке. А медведица еще и медвежат кормит и ухаживает за ними — чистит, вылизывает. И они очень чутко сидят, все слышат, что происходит на поверхности.

Очень часто собаки подходят к берлоге, начинают лаять на нее. Медведица, как правило, сидит в берлоге до последнего. Но потом не выдерживает и убегает.

Если медведица убежала из берлоги, то она никогда не возвращается», — говорит Данилова.

При этом, когда медведица весной выходит с медвежатами из берлоги, она защищает детенышей до последнего. Но тут малышей подстерегает другая опасность: в мае начинается период гона, и самцы, преследуя самок, убивают всех, кто находится рядом с ними. Прячась от медведей, детеныши могут потеряться.

«Пока хотя бы один медвежонок следует за матерью, она не понимает, что что-то не так. А остальные в это время уже могут потеряться. И они еще слишком маленькие — самостоятельно не выживут. Питаются они молоком — растительности еще мало.

Детеныши быстро теряют силы, выходят к деревням, где пахнет съестным. Когда люди их видят, то чаще всего медвежата уже такие ослабленные, что их можно взять голыми руками, хотя они, естественно, боятся человека», — рассказывает Данилова.

Осиротевшие медвежата погибают без матери: от холода зимой в берлоге или от голода весной. Либо попадают на притравочные станции, где их ждет еще более мучительная смерть. Попасть в центр реабилитации для них — то же самое, что получить путевку в жизнь.

Хищников тоже нянчат

За годы работы каких только медвежат не выхаживали в центре реабилитации. Самые сложные случаи — это, конечно, новорожденные крохи. Обычно они размером с ладонь и весят всего 450 граммов.

«В нашей практике были даже недоношенные медвежата. Когда была охота, медведицу выгоняли из берлоги собаками. И был случай, когда медведица родила на дороге. Этих недоношенных медвежат доставили к нам. Но они погибли. У них еще не была нормально развита кожа и слизистая. Кроме того, было переохлаждение, что привело к воспалению легких», — вспоминает Данилова.

Когда медвежата попадают в центр, их сразу же осматривают в теплом помещении. Самая частая причина гибели новорожденных медведей — пневмония, ее лечат антибиотиками. Очень часто медвежата обезвожены — в таком случае им ставят капельницу или подкожно вводят физраствор. Если у пациентов есть раны, их залечивают.

Порой сами люди добавляют сотрудникам центра проблем: кормят пойманного медвежонка кефиром.

«Этого делать нельзя, потому что у них развивается понос, а это обезвоживание. Медвежат нужно кормить молоком. Но при этом состав медвежьего отличается от коровьего. В коровьем меньше белков и жиров и много сахара.

У медведей жиров 25—30%, а в коровьем — 4%.

Поэтому в идеале надо кормить чем-то, что ближе по составу к медвежьему молоку: либо добавлять в коровье молоко подсолнечное масло, либо сливки, либо сухое молоко», — объясняет Данилова.

Кстати, в центре медвежат кормят специальным молоком для щенков. И делают это два человека аж шесть раз в день: каждые три часа, и днем, и ночью. Два — потому что в одиночку накормить десяток кричащих и лезущих к маленьких, но медведей — задача не из легких. Закончив кормить последнего, пора будет раздавать обед по второму кругу.

Кормление медвежонка / m

Медвежья избушка

Пока медвежата совсем маленькие, их держат в теплом помещении с печкой. Там они сидят в специальных ящиках по два-три косолапых.

«Им вместе теплее, и они спокойнее. Реабилитация одного животного — это очень сложно, в случае медведей — практически невозможно, нужно чтобы их было несколько. Одно животное начинает привыкать к человеку за время кормления. А если их больше одного, то они друг на друге фокусируются», — говорит Данилова.

В возрасте 1,5 -2 месяцев их переводят в другое помещение со специальным «тренажером» — подобием дерева, по которому они могут карабкаться. При этом во всех помещениях свет очень приглушенный, почти как в берлоге.

В середине апреля — начале мая медвежат переводят в избушки, вокруг которых устроены вольеры. Сейчас в центре два вольера площадью 1 га каждый.

«Сначала медвежат помещают в избушку, а потом открывают дверь в вольер. И этот момент очень важный как для медведицы, так и для медвежат. Это момент, когда они друг друга видят в первый раз, потому что в берлоге темно. И важно, что наши медвежата увидят в этот момент. Важно, чтобы они увидели друг друга. Если они увидят человека, то будут думать, что это их мама», — поясняет Данилова.

Первые дни после выпуска в вольер очень важны для самоидентификации медвежат: они должны привыкнуть друг к другу и начать считать себя такими же, как и те, кто их окружает.

Затем медвежата сами разделяются на небольшие группы, примерно так, как это происходит в естественной среде: два или три медвежонка и мать. Они гуляют вместе, а во время «обеда» один из группы следит, нет ли опасности.

Обычно у таких групп есть свой собственный «язык» — некий набор звуков, которыми они обмениваются между собой.

На прогулке. Фото © IFAW

«Естественно, медвежата маленькие — хочется взять их на ручки, потискать. Но этого делать нельзя», — объясняет Данилова самое сложное в кодексе обращения с медвежатами.

Есть и другие правила. Например, рядом с медведями нельзя разговаривать, а кормят их, надевая одну и ту же одежду. Все, что может связать кормление с человеком, «испортит» медведя, и вместо естественного страха перед людьми он будет к ним выходить.

В вольере медвежата подчас пытаются поиграть с человеком. Увы, такие вольности тоже под запретом. И если медвежонок пытается приблизиться к человеку, нужно отогнать его палочкой, можно даже несильно шлепнуть косолапого по носу, лишь бы он испугался.

Учеба и аттестация

Пожалуй, единственное, чему действительно приходится учить медвежат, — есть из миски.

И многим совсем не хочется учиться! Крохотных медвежат кормят в перчатках из соски, не держа на коленях, а положив на стол и придерживая морду.

Но когда их переводят в вольер, все они уже должны научиться есть самостоятельно. В это же время к молоку начинают примешивать геркулесовую или гречневую кашу и яйцо как источник белка.

«Сначала медвежата ужасно не хотят есть из мисок, а хотят из сосок, потому что это быстрее. Из мисок они захлебываются, все грязные — в каше. Но делать нечего», — описывает Данилова тяготы медвежьей школы.

А вот охотиться косолапых никто не учит, потому что, как правило, они не охотятся. Медведи-охотники очень редко встречаются в Сибири, и там мать передает детенышам этот навык. Основа рациона косолапого — растительная пища.

Несмотря на то что медведи, как и волки, относятся к хищникам, их пищеварительные системы сильно различаются: кишечный тракт волка адаптирован под переваривание животного белка и поэтому короткий, а у медведя он в несколько раз длиннее, чтобы переваривать растительную пищу.

Василий Пажетнов кормит медвежат кашей. m

Животный белок медведи получают за счет яиц птиц и, конечно, личинок или насекомых.

Научить медвежат есть ту или иную пищу нельзя. У них есть некое врожденное чувство, что пригодно в пищу, а что нет. Хотя многое они пробуют на зубок, методом проб и ошибок выясняя, какие стебли самые вкусные.

«Выпускной» у медвежат обычно проходит в сентябре-октябре. За месяц до срока и становится ясно, кто из подопечных Пажетновых готов отправиться на волю, а кто останется во второгодниках. «Аттестация» проходит очень просто: медвежат взвешивают и берут у них анализы.

«Если медвежонок недостаточно упитан и весит меньше 22−23 кг, то скорее всего мы их оставим на зиму, чтобы они накопили вес. Если мы их не выпускаем, мы можем кормить их весь октябрь и ноябрь, можно давать более калорийную пищу, чтобы они набрали вес», — говорит Данилова.

Вес для косолапых — главный показатель успеха, ведь за зиму медведь теряет до трети веса. Если медвежонок нагуляет к осени всего 20 кг, то скорее всего он не переживет зимовку.

Кроме того, анализы показывают, здоровы ли подопечные. Если у них не все в порядке, то сотрудники центра оставят их на карантин.

Иногда случается, что «выпускники» центра подходят к деревням и дачам. И если их начинают подкармливать сердобольные жители или они сами находят помойки, то отучить их может быть очень сложно, поэтому их забирают обратно в центр.

«Второгодники» устраивают берлогу под избушкой в вольере. Весной, после выхода из нее, их выпускают в дикую природу во второй раз.

«Доказано, что за время этой зимовки они очень сильно отвыкают от человека, становятся очень пугливыми. При выпуске весной уже не выходят к людям», — подчеркивает Данилова.

«Выпускной» для медведя. m

Выпускной

Чтобы не нарушать существующие популяции, медвежат стараются выпускать примерно в тех же местах, где их поймали, но, конечно, вдали от деревней и, по возможности, на охраняемых территориях.

«По дороге к месту выпуска эти бедные медведи сидят в деревянных боксах с вентиляцией, их везут по плохой дороге, для них это мучение. Они кричат. Это их приучает к мысли, что с человеком и машиной лучше не связываться», — рассказывает Данилова.

Если на одной территории была выпущена пара медвежат, то, как правило, на первую зимовку они залегают в берлогу вместе.

«Медведи стремглав бегут в лес. И после выпуска избегают человека. Фактически все случаи, когда они выходят к людям, мы знаем. Эти медведи возвращаются к нам на зимовку. Таких случаев очень мало», — добавляет Данилова.

На Дальнем Востоке

Медвежата-сироты появляются не только в европейской части России. На Дальнем Востоке детеныши гималайского медведя тоже нуждаются в опеке.

Сейчас их чаще приносят в Центр реабилитации и реинтродукции тигров и других редких животных, или МРОО «Центр ТИГР». Годовалых детенышей сотрудники центра откармливают и устраивают на зимовку в искусственной берлоге.

Весной таких подопечных можно смело выпускать в дикую природу. А вот с медвежатами помладше, которые еще питаются молоком, дела обстоят хуже.

«Для медвежат совсем маленьких (которые еще молочные) работа планируется в несколько этапов: вначале необходимо организовать искусственную берлогу, затем их переводят в большой вольер, где они знакомятся с растительными кормами, и лишь к осени их можно выпускать в дикую природу. Пока в нашем центре мы можем осуществлять работу с медвежатами-подростками, но мы планируем расширяться и построить вольеры для медвежат разного возраста», — сказала «Чердаку» сотрудник Центра реабилитации и реинтродукции тигров и других редких животных Екатерина Блидченко.

 Алиса Веселкова

Цветочнику
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: